Сармыш - галерея искусств

июн 28, 2012   - 0 +
Сармыш - галерея искусствСармыш - это галерея искусства древности. Там находятся более 4000 петроглифов. Эти рисунки возникли в Бронзовом веке (6000-4000 лет до нашей эры). Большинство петроглифов гравированы в середине «сая» (речки), начало узкого ущелья длиной 2-2,5 км...
Одно из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармыш-сай, расположенное на южном склоне Каратау, в 30-40 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау -  один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зарафшанская долина. Природа Сармыш-сая отличается многообразием, здесь растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Среди всего этого природного разнообразия находятся археологические памятники каменного века, эпохи бронзы, раннежелезного века и средневековья. Размер территории поистине огромен – 20 квадратных км. Все вместе они образуют уникальный культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья.

Ученые-археологи института археологии АНРУз не исключают возможности заселения людьми территории Сармыш-сая уже в эпоху палеолита (300-15 тыс. лет до н.э.). В эпоху неолита (VI-V тыс. до н.э.) здесь поселились племена охотников и рыболовов кельтаминарской культуры. Удобное расположение урочища, наличие пресной воды и большое количество животных сделали Сармыш-сай удобным местом для совершения ритуалов. По мнению ученых-археологов здесь совершались культовые обряды.  

Сармыш - галерея искусств

На сегодняшний день в  Сармыш-сае найдено более 10 тысяч петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений.  Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места. 

Датировка петроглифов Сармыш-сая задача проблематичная. Чтобы дать хотя бы ориентировочную дату нужно тщательным образом изучить, сюжет, стиль, технику нанесения изображений, а также пустынный «загар», перекрывающие друг друга рисунки и многое другое. Как сам процесс создания наскальных изображений, так и процесс их исследования – очень сложная и трудоёмкая задача.

Петроглифы Сармыш-сая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.). Также в Сармыш-сае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а так же легко датируемые арабские надписи.

 Сармыш - галерея искусств Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II) тыс. до н.э.  являются самыми древними изображениями на территории Сармыш-сая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове. По величине рисунки разнообразные от 30-40 см. до 70-80 см.  Многие из этих древних рисунков похожи по технике, так что можно предположить, что их выполнил один мастер. 

Петроглифы раннего железного века отличаются характерным для кочевых племен скифского круга «звериным» стилем. В основном здесь изображены олени, архары, лошади, верблюды. Исчезают изображения быков-туров, зато появляются характерные для кочевников изображения лука и стрел, а так же всадников и сцен охоты. В отличие от более древних рисунков, рисунки сако-скифского периода отличаются меньшими размерами. К тому же они выполнены разными художниками, но при этом мастера очень точно и старательно передали образы животных и людей.

 Петроглифы более позднего периода светлее и грубее. Техника исполнения рисунка достаточно проста, а содержание не отличается характерным для древних периодов разнообразием. В основном на них изображены домашние животные. Встречаются и арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Здесь так же встречаются фигуры всадников с камчой в руке. В отличие от сакских рисунков, средневековые петроглифы приобретают схематичный характер. Нет точности и изящества в исполнении.  

Сармыш-сай – это не просто исторически значимое место. Это уникальный культурно-исторический заповедник, где собрано наследие многих поколений среднеазиатских племён и народов. 

 

 

 

Мақолани ижтимоий тармоқларда тавсия ёки нашр қилиш учун
Ҳурматли меҳмон, Сиз веб-сайтга рўйхатдан ўтмаган фойдаланувчи сифатида кирганингиз учун Биз Сизга
рўйхатдан ўтишингизни ёки илгари рўйхатдан ўтган логинингиз орқали киришингизни тавсия қилардик.
 

Шарҳ қўшиш шакли

Сизнинг электрон манзилингиз очиқ ошкор этилмайди. Мажбурий тўлдириш керак бўлган қаторлар * билан белгиланган.

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Смайликларни қўйиш Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера