+998

Сармыш - галерея искусств

Сармыш - это галерея искусства древности. Там находятся более 4000 петроглифов. Эти рисунки возникли в Бронзовом веке (6000-4000 лет до нашей эры). Большинство петроглифов гравированы в середине «сая» (речки), начало узкого ущелья длиной 2-2,5 км... Одно из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармыш-сай, расположенное на южном склоне Каратау, в 30-40 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау -  один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зарафшанская долина. Природа Сармыш-сая отличается многообразием, здесь растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени. Среди всего этого природного разнообразия находятся археологические памятники каменного века, эпохи бронзы, раннежелезного века и средневековья. Размер территории поистине огромен – 20 квадратных км. Все вместе они образуют уникальный культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья. Ученые-археологи института археологии АНРУз не исключают возможности заселения людьми территории Сармыш-сая уже в эпоху палеолита (300-15 тыс. лет до н.э.). В эпоху неолита (VI-V тыс. до н.э.) здесь поселились племена охотников и рыболовов кельтаминарской культуры. Удобное расположение урочища, наличие пресной воды и большое количество животных сделали Сармыш-сай удобным местом для совершения ритуалов. По мнению ученых-археологов здесь совершались культовые обряды.   На сегодняшний день в  Сармыш-сае найдено более 10 тысяч петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений.  Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места.  Датировка петроглифов Сармыш-сая задача проблематичная. Чтобы дать хотя бы ориентировочную дату нужно тщательным образом изучить, сюжет, стиль, технику нанесения изображений, а также пустынный «загар», перекрывающие друг друга рисунки и многое другое. Как сам процесс создания наскальных изображений, так и процесс их исследования – очень сложная и трудоёмкая задача. Петроглифы Сармыш-сая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.). Также в Сармыш-сае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а так же легко датируемые арабские надписи.   Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II) тыс. до н.э.  являются самыми древними изображениями на территории Сармыш-сая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на


Сармыш - галерея искусствСармыш - это галерея искусства древности. Там находятся более 4000 петроглифов. Эти рисунки возникли в Бронзовом веке (6000-4000 лет до нашей эры). Большинство петроглифов гравированы в середине «сая» (речки), начало узкого ущелья длиной 2-2,5 км...
Одно из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармыш-сай, расположенное на южном склоне Каратау, в 30-40 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау -  один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зарафшанская долина. Природа Сармыш-сая отличается многообразием, здесь растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Среди всего этого природного разнообразия находятся археологические памятники каменного века, эпохи бронзы, раннежелезного века и средневековья. Размер территории поистине огромен – 20 квадратных км. Все вместе они образуют уникальный культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья.

Ученые-археологи института археологии АНРУз не исключают возможности заселения людьми территории Сармыш-сая уже в эпоху палеолита (300-15 тыс. лет до н.э.). В эпоху неолита (VI-V тыс. до н.э.) здесь поселились племена охотников и рыболовов кельтаминарской культуры. Удобное расположение урочища, наличие пресной воды и большое количество животных сделали Сармыш-сай удобным местом для совершения ритуалов. По мнению ученых-археологов здесь совершались культовые обряды.  

Сармыш - галерея искусств

На сегодняшний день в  Сармыш-сае найдено более 10 тысяч петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений.  Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места. 

Датировка петроглифов Сармыш-сая задача проблематичная. Чтобы дать хотя бы ориентировочную дату нужно тщательным образом изучить, сюжет, стиль, технику нанесения изображений, а также пустынный «загар», перекрывающие друг друга рисунки и многое другое. Как сам процесс создания наскальных изображений, так и процесс их исследования – очень сложная и трудоёмкая задача.

Петроглифы Сармыш-сая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.). Также в Сармыш-сае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а так же легко датируемые арабские надписи.

 Сармыш - галерея искусств Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II) тыс. до н.э.  являются самыми древними изображениями на территории Сармыш-сая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове. По величине рисунки разнообразные от 30-40 см. до 70-80 см.  Многие из этих древних рисунков похожи по технике, так что можно предположить, что их выполнил один мастер. 

Петроглифы раннего железного века отличаются характерным для кочевых племен скифского круга «звериным» стилем. В основном здесь изображены олени, архары, лошади, верблюды. Исчезают изображения быков-туров, зато появляются характерные для кочевников изображения лука и стрел, а так же всадников и сцен охоты. В отличие от более древних рисунков, рисунки сако-скифского периода отличаются меньшими размерами. К тому же они выполнены разными художниками, но при этом мастера очень точно и старательно передали образы животных и людей.

 Петроглифы более позднего периода светлее и грубее. Техника исполнения рисунка достаточно проста, а содержание не отличается характерным для древних периодов разнообразием. В основном на них изображены домашние животные. Встречаются и арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Здесь так же встречаются фигуры всадников с камчой в руке. В отличие от сакских рисунков, средневековые петроглифы приобретают схематичный характер. Нет точности и изящества в исполнении.  

Сармыш-сай – это не просто исторически значимое место. Это уникальный культурно-исторический заповедник, где собрано наследие многих поколений среднеазиатских племён и народов. 

 

 

 

Шарҳ қўшиш шакли

Сизнинг электрон манзилингиз очиқ ошкор этилмайди. Мажбурий тўлдириш керак бўлган қаторлар * билан белгиланган.

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Смайликларни қўйиш Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера