Космические технологии: Мурунтау на дисплее монитора

февраль 14, 2012   - 0 +
Космические технологии: Мурунтау на дисплее монитора
Высокие технико-экономические показатели работы Навоийского ГМК обуславливаются внедрением новейших научно-технических разработок, значительно повышающих эффективность производства. Особое место занимает автоматизированная система управления горным производством, применяемая в условиях карьера Мурунтау, где управление автотранспортом и качеством рудопотока осуществляется системой нового поколения, основой которой является навигационная технология глобального позиционирования – GPS (Global Positioning System).
Принцип работы спутниковой навигационной системы можно описать следующим образом. На гелиостационарной орбите Земли находятся до 24 спутников, которые передают на приемники сигналы, необходимые для определения координат объектов на местности. 
Большегрузные автосамосвалы и экскаваторы, работающие в карьере, снабжены мобильными комплектами, состоящими из датчиков местоположения (которые являются приемниками спутниковой навигационной системы GPS), приборов цифровой радиосвязи (для обмена информацией с базовой станцией системы), устройств отображения информации на самосвалах и на экскаваторах. 
Датчики местоположения самосвалов каждые 20 секунд по цифровым радиоканалам передают свои координаты в компьютер базовой станции. В компьютере находится карта автодорог с указанием расположения экскаваторов и мест разгрузки. Используя полученную информацию, операторы осуществляют контроль над ситуацией в карьере. 
Система GPS позволяет контролировать соблюдение запланированных выемочных контуров и сортность горной массы при экскавации. В бортовой компьютер мобильного комплекта экскаватора и в компьютер базовой станции загружаются координаты планируемого выемочного контура и сортовые планы в пределах этого контура. Датчики положения, установленные на стреле экскаватора, передают текущие координаты ковша. В результате машинист экскаватора на своем дисплее видит места черпаний и сортность отгружаемой в данный момент времени горной массы. По результатам отработки сортового плана ведется посамосвальная рудосортировка: после погрузки автосамосвала производится вычисление среднего содержания металла в загруженной горной массе. Система следит за автосамосвалом до места разгрузки, после чего вводит всю информацию по выполненному рейсу в базу данных. 
О внедрении, становлении, развитии системы GPS в карьере рассказывает главный инженер рудника Мурунтау Николай СНИТКА: 
- Системы по автоматизации учета ведения горных работ, работы автотранспорта и экскаваторов создавались и испытывались у нас в карьере еще в 70-е годы, но ни одна из них не прижилась, потому что отсутствовала техническая база. Проще было организовать рабочее место для подсчета рейсов. Работник считал рейсы, ставил «галочки», а потом выдавал справки. В 90-е годы с появлением компьютеров, способных обрабатывать большие объемы информации, появились системы управления базами данных (у нас были по геологоразведке, маркшейдерии, горным работам). Но система управления горными работами оставалась прежней – голос, рация, информационные объявления… 
Система GPS появилась в 70-х годах, но использовалась только в военной области. А в 90-х эта технология настолько удешевилась, что появилась возможность для ее применения в гражданских целях – морской флот, авиация, транспорт. Идея объединить проектирование и управление горными работами возникла у руководителя фирмы «Интегра» Алексея Канцеля. Генеральный директор НГМК Николай Иванович Кучерский поддержал эту идею. В конце 90-х годов было составлено техническое задание на разработку этой системы для условий рудника Мурунтау. 
В 1998 году начала функционировать автоматическая система управления автотранспортом, а через два года – система контроля рудопотока. Система была внедрена в сроки, но не все проходило гладко. Много сделано для внедрения системы специалистами рудоуправления: главным геологом Александром Беленко, заместителем главного инженера по информационным технологиям Олегом Четиным и, конечно, главным инженером Виктором Сытенковым. Достаточно сказать, что на руднике Мурунтау эксплуатируется семь типов экскаваторов и четыре типа автосамосвалов разных производителей. Приходилось решать проблемы вплоть до того, какой длины и из какого материала должны быть трубки антенн на автосамосвалах и какие на экскаваторах, чтобы устранить влияние вибрации, движения. Над этим ломали голову и специалисты рудника, и Управления автомобильным транспортом. В итоге улучшились экономические показатели горного производства, управление всем экскаваторно-автомобильным комплексом и условия труда работников. 
Продолжая описание системы GPS, необходимо упомянуть и диспетчерский центр. Здесь находится базовая станция автоматизированной системы управления качеством рудопотока и автотранспортом. Автоматизированные рабочие места операторов позволяют визуально наблюдать за текущей обстановкой в карьере, при необходимости проводить переадресовку автосамосвалов, корректировать контуры выемки горной массы экскаваторами. Для повышения оперативности принятия подобных решений система выдает сообщения на экран дисплея оператора. Все это хозяйство входит в структуру участка АСУ ГП (Автоматизированных систем управления горным производством) рудника Мурунтау. Рассказывает начальник участка Леонид МЕЛЬНИКОВ: 
Космические технологии: Мурунтау на дисплее монитора
-На участке трудятся в основном женщины, может быть, это и является основой успешного осуществления оперативно-диспетчерского управления экскаваторно-автомобильным комплексом (ЭАК), которое ведется из диспетчерского центра, оборудованного системой GPS, компьютерами, средствами радиосвязи. Работа выполняется в четыре смены, под руководством опытных бригадиров О.К.Титовой, Л.И. Бойко, С.В.Лисовцевой, В.В.Икматовой. Они направляют и перераспределяют автосамосвалы под экскаваторы, следят за оперативной обстановкой в карьере – сходом автосамосвалов, изменениями маршрутов движения. Требования к работе очень высокие. Любая ошибка в учете или вводе данных в компьютер ведет к недостоверной информации со всеми вытекающими последствиями. Я всегда поражаюсь, как можно одновременно слушать три радиостанции, отвечать на телефонные звонки и мгновенно оценивать обстановку по экрану монитора. А наши женщины могут. Н.Г.Дмитриенко, Т.А.Капизова, Н.А.Ковалева, Е.В.Семина, А.Ш.Сайганова, Н.М.Исайкина, операторы ЭВМ Е.Р.Лисовцева, Г.К.Муханбетова, О.Тугашева, Л.Р.Иванова – настоящие виртуозы! 
За качественную и бесперебойную работу оборудования и программного обеспечения на диспетчерском центре отвечают специалисты Х.К.Тагаев и А.Т.Мукумов. С вводом новой системы, на участке создали группу по ремонту и обслуживанию оборудования GPS, которую возглавили электромеханик Н.М.Слободянюк и инженер-электроник А.В. Старушкин. Молодые специалисты О.С. Жураев и А.С.Ильма качественно и оперативно выполняют ремонт, обслуживание новой техники. Энергичный коллектив, все выпускники профессиональных учебных заведений, быстро освоили вычислительную технику и хорошо в ней разбираются. 
С 2003 года успешно эксплуатируется программа «Горняк», базирующаяся на данных, полученных GPS системой. Программа позволяет детально анализировать работу автосамосвалов в карьере, учитывая время погрузки, а также время, затраченное на каждый маршрут «экскаватор – склад», скорость движения автосамосвала и его местонахождение в любой отрезок времени, определить реальный объем перевезенной горной массы за смену и рейсы, выполненные автосамосвалами. После внедрения этой системы управления, горнорабочими освоены новые профессии операторов ЭВМ для того, чтобы в полной степени использовать средства GPS. Это позволяет вывести женщин из особо вредных условий труда, сократить количество контрольных пунктов в чаше карьера и затраты на их содержание. Все усилия направлены на то, чтобы качественно и в срок выдать необходимую информацию подразделениям рудника Мурунтау, УАТ и Центральному рудоуправлению. 
Таким образом, напрашивается вывод, что эффективная работа экскаваторно-автомобильного комплекса – основная задача участка АСУ ГП. Но было бы неверным думать, что функционирование вычислительной техники возможно без программного обеспечения. Приоткрывает информационную завесу в этой части инженер-программист участка Наталья БОБЫЛЕВА: 
Космические технологии: Мурунтау на дисплее монитора
-Программисты пользуются данными, полученными с помощью системы GPS. С ее внедрением нашим диспетчерам и оперативному персоналу очень удобно отслеживать текущую ситуацию в карьере на экране, а не так, как раньше кричать по рации: «Десятый, где ты находишься? И что ты там делаешь?» На основе данных, полученных системой GPS, нашим бывшим программистом Виктором Зайковым, который принимал участие в постановке задач, написана программа «Горняк». Первоначально она предназначалась для работников проектно-технического отдела, маркшейдеров, геологов. Позже им была дописана часть программы, которую выполняет наш комплекс. Словом, конечной целью компьютерных программ является возможность, в конкретном случае, вести автоматизированный учет в электронном виде. 
В перспективе планируется использование GPS на карьере Ташкура, для оптимизации работы ЦПТ (Циклично-поточной технологии). 
Виктор МИНЬКО. 
Фото автора 
Навои-Бессопан
Выпуск газеты Горняк №20 от 28.10.04 г.
@

 

По рекомендовать статью в соц.сетях
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 

Форма добавления комментарий

Ваши данные не будут опубликованы публично и не будут переданы третьим лицам или использованы в коммерческих целях. Обязательные поля выделены * символом.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера