Школы узбекских народных инструментов открываются за рубежом. А у вас?

февраль 22, 2012   - 0 +
Школы узбекских народных инструментов открываются за рубежом. А у вас?В своих трудах Президент Узбекистана Ислам Каримов не раз упоминал о необходимости возрождения национальной культуры, национальных ценностей. В частности, он писал, что « с обретением независимости и свободы наш народ стал подлинным хозяином своей судьбы, творцом собственной истории, носителем самобытной национальной культуры».
Бесспорно, так оно и есть. Но сегодня хотелось бы рассмотреть очень узкий, но важный круг вопросов, которые касаются возрождения национальной музыки, игры на узбекских инструментах и приобщения к современным веяниям искусства. 
В областных центрах и столице республики действуют институты культуры, колледжи искусств, педагогические институты с музыкальными кафедрами, которые ежегодно выпускают сотни специалистов различных направлений культуры. Но куда они вкладывают силы и талант да соответствуют ли полученной квалификации? 
К примеру, возьмем областной центр - город Навои, в котором есть свой колледж искусств и пединститут с музыкальной кафедрой. Не имея специалистов по вокалу, они выпускают вокалистов, игра на национальных инструментах не преподается вообще ( в крайнем случае, только дойра), профессиональная подготовка хореографов ведется не на должном уровне. Выпускники колледжа и института, в лучшем случае, демонстрируют свои возможности на свадебных торжествах. А на общегородские и областные праздничные мероприятия приглашаются самодеятельные коллективы местного дворца культуры «Фархад». Да и куда деваться городским властям, если профессиональные кузницы кадров искусств за долгое время своего существования не создали ни одного национального ансамбля или группы?! 
В стенах «Фархада» в 55 творческих коллективах занимаются более 1500 мальчишек и девчонок под руководством высококвалифицированных специалистов. Причем, руководители и дети стремятся оттачивать свое мастерство до профессионального уровня. Об этом свидетельствуют многочисленные дипломы лауреатов международных конкурсов и фестивалей. 
Директор ДК «Фархад» Николай Сысоев уже десять лет руководит этим огромным коллективом, и не просто поддерживает все на должном уровне, а всегда выступает в поддержку нового. Так, когда дирижер оркестра русских народных инструментов «Сказ» В.Феденев пришел к нему с экстравагантной на первый взгляд идеей создания оркестра узбекских народных инструментов, Николай Петрович горячо поддержал. Хотя оба понимали, насколько это нелегкое и ответственное дело. В создании оркестра неоценимую поддержку оказали руководство НГМК и профессор Ташкентской консерватории А.Левиев: помог подобрать инструменты, репертуар, разработал методику обучения детей. Потрудиться пришлось немало, но на сегодняшний день студия «Сказ» с самодеятельными оркестрами русских и узбекских народных инструментов – единственная в республике. А ведь дети играют произведения великих композиторов на уровне профессионалов! 
Далее, уже у Н.П.Сысоева зародилась мысль о создании единого ансамбля дойристов-карнаев-сурнаев. Как правило, это исконно национальные инструменты ассоциируются у нас как громкий призыв к великому празднику, началу свадебных торжеств или что-то в этом роде. А поскольку обучение игры на них не проводилось, то стучали на дойре на уровне примитивного чувства ритма и дули в карнай что есть сил. 
Первым человеком, который сумел объединить эти инструменты, сочинить для них музыку и создать уникальный коллектив стал Аббос Касымов. И ведь красиво зазвучали карнаи-сурнаи- дойра с большой сцены! Сегодня группа «Аббос» уже известна во многих странах мира –Англии, Франции, Израиле, Малайзии, Японии, Америке, России. Музыка Аббоса популярна и востребована. 
- Конечно, на первый взгляд, эти инструменты кажутся довольно примитивными, - говорит А.Касымов. – Чтобы научиться на них играть профессионально, необходимо иметь большое желание и терпение. А это под силу каждому. Я уже открыл школу дойристов в Ташкенте, Тайване, скоро будет в Лос-Анджелесе. Удивительно, что даже в Ташкентской консерватории или Государственном институте культуры не горят желанием создавать коллективы узбекских народных инструментов, а за рубежом интерес к узбекской культуре не иссякает. 
Поэтому я с большим удовольствием откликнулся на просьбу Николая Петровича и руководства НГМК обучить навоийских ребят и создать единственный в республике детский ансамбль дойристов, карнаев и сурнаев. Уже есть первые результаты и радует энтузиазм ребят. 
Так что в скором времени на торжествах горняков будет звучать национальная музыка в новой интерпретации. 
Вот только возникают резонные вопросы: почему в развитии национального творчества заинтересованы единицы, почему в дальнем зарубежье открываются школы узбекских народных инструментов, а на Родине они, выходит, не актуальны, и на праздничных торжествах пользуются заезженными фонограммами карнаев и сурнаев? Не пора ли уже поднять этот вопрос не только на региональном, но и на более высоком уровне?
Имиль Синица. 
на снимке: группа "АББОС"
Выпуск газеты Горняк №8-9 от 05.05.05 г.
@

 

По рекомендовать статью в соц.сетях
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 

Форма добавления комментарий

Ваши данные не будут опубликованы публично и не будут переданы третьим лицам или использованы в коммерческих целях. Обязательные поля выделены * символом.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера