Воздушные ворота Зарафшана

февраль 28, 2012   - 0 +
Воздушные ворота ЗарафшанаКакой мальчишка не мечтал в детстве стать лётчиком, впрочем, эта мечта не покидала человечество со времён появления homo sapiens. Но лишь XX век открыл эру воздухоплавания и космонавтики. Сегодня «пятый океан» бороздят тысячи современных судов различных авиакомпаний мира. Есть среди них и самолёты «Узбекистон хаво йуллари».
Освоение любого уголка страны, как правило, начинается с того, что винтокрылая машина доставляет в новые, необжитые районы геологов-первопроходцев. Именно так случилось и в Центральных Кызылкумах, когда в начале шестидесятых годов первый десант высадился в этом пустынном районе. Самолёты АН-2 гражданской авиации страны привезли в труднодоступные районы Красных песков людей, продовольствие, грузы... 
Говоря о воздушном сообщении Зарафшана с «Большой землёй», необходимо вспомнить историю освоения Кызылкумов, которая для города золотодобытчиков начиналась с ГРП-20. Первый аэродром, а точнее - взлётно-посадочная полоса с грунтовым покрытием, принимающая самолёты «АН-2», располагалась в то время в районе вахтовых домиков второго микрорайона. Этим видом транспорта геологоразведчикам доставлялись продукты питания. На «Аннушке», как ласково называли самолёт «АН-2», работники будущего предприятия добирались до Самарканда, Бухары, Навои. 
После закрытия ГРП-20 было принято решение обустроить грунтовую взлетно-посадочную полосу севернее Зарафшана. Сегодня это место проведения тренировок зарафшанских парашютистов, а в то время это был основной аэропорт города, представляющий собой временное здание аэровокзала из шифера и ДВП да вышку управления воздушным движением. Возглавлял службу аэропорта города в то время Анатолий Концевич, в подчинении которого были диспетчер, авиатехник, радиотехник, кассир, водитель и сторож. Запуск этого аэропорта позволил наладить регулярный приём и выпуск воздушных судов типа «ИЛ -14» и проложить воздушную трассу в столицу Узбекистана. Именно 1968 год стал отправной точкой бесперебойной работы аэропорта «Зарафшан». 
Учитывая возрастающую потребность города в авиаперевозках, в 1971 году руководством НГМК было принято решение о строительстве искусственной взлетно-посадочной полосы, которая благодаря стараниям зарафшанских строителей, была сдана в эксплуатацию в течение полугода. Уже в июне того же года аэропорт «Зарафшан» начал принимать самолеты «ЯК-40», а в 1975 году введён в строй новый аэровокзал с вышкой командно-диспетчерского пункта. 
Самые прекрасные годы работы аэропорта, по мнению его начальника А. Н. Баулина, приходились на то время, когда были доступные цены на билеты, отсутствие границ внутри СНГ, единые деньги. Это позволяло зарафшанцам беспрепятственно совершать авиарейсы по всем городам бывшего Союза. На протяжении этого времени жители города имели возможность летать на самолётах «ЯК-40» не только в Ташкент но и в города Шевченко, Минеральные Воды, Фрунзе. Специально для детей были организованы чартерные рейсы в Свердловск, Новосибирск для отдыха в детских лагерях России. 
А самые знаменательные годы в жизни аэропорта - это 1995 год, когда Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, выступив на открытии ГМЗ-3 в Учкудуке, вылетал из аэропорта «Зарафшан». Также Президент посетил зарафшанский промышленный регион в 2003 году, прибыв в Кызылкумы на самолёте «RJ - 85». Неизвестно, как бы сложилась судьба зарафшанского аэропорта, если бы в январе 1991 года он не вошёл в состав Центрального рудоуправления НГМК. Это смелое решение, подобных случаев не было раньше, нет аналогов и теперь, позволило обрести не только финансовую самостоятельность, но и дало возможность решать на месте всевозможные организационно-технические вопросы. За это время было реконструировано здание аэровокзала, озеленена и благоустроена территория. Была также удлинена взлётно-посадочная полоса до 1840 метров с усилением несущей способности, что позволило принимать современные среднемагистральные самолёты «RJ -85», грузовые «АН-12», а также тяжелые вертолёты типа «МИ-6». 
Говоря об истории зарафшанского аэропорта, его сегодняшнем дне, вполне оправдано начать рассказ с Александра Николаевича Баулина, который с 1972 года и по настоящее время является бессменным начальником зарафшанского аэропорта. Закончив в 1969 году Омское авиационное училище, Александр Николаевич приехал в Зарафшан. Была возможность остаться работать на кафедре, учился он хорошо, к тому же серьёзно занимался легкой атлетикой. Но, несмотря на перспективы в Омске, решил отправиться за романтикой в Среднюю Азию, хотя первой причиной стала любимая девушка, уехавшая из Сибири в Кызылкумы, ставшая позже его женой. В Зарафшане начал работать в аэропорту радиотехником, затем старшим радиотехником. Выучившись на авиадиспетчера, возглавил эту службу, одновременно исполняя обязанности начальника аэропорта. Буквально через год был утверждён в должности начальника. Говоря о сегодняшнем дне аэропорта, А. Н. Баулин, как старожил этого подразделения (здесь трудятся 38 человек), в первую очередь вспоминает ветеранов, отдавших 20 и более лет этой работе: В. С. Цой - начальник службы ГСМ аэропорта; В. А. Черкашин, проработавший более 20 лет, в настоящее время перешёл в другое подразделение. Оба они - специалисты, закончившие Егоровское авиационно-техническое училище. Зарафшанцы, наверное, до сих пор помнят бессменных кассиров аэропорта К. В. Стрельникову, С. Мартынову. Из более молодых работников можно назвать Р. Г. Шин - начальника службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС), выпускника Омского лётно-технического училища. Эта служба - одна из самых многочисленных и сложных - занимается ремонтом и обслуживанием радио и электротехнического оборудования. Самая дальняя точка этой службы - отдельная привозная радиостанция «Тамдыбулак». Возглавляет её ветеран с 30-летним стажем - О. Сарсенбаев. Более 40 лет на этой станции отработал П. Итимиров, которого недавно проводили на пенсию. 
Благодаря НГМК всё оборудование службы, несмотря на моральный и физический износ (есть в работе ламповые передатчики, работающие с 1974 года), весь приборный парк поддерживается в технически исправном состоянии. Добросовестно работают в службе ЭРТОС С. Н. Якушин, Ю. В. Жукова, Е. В. Романов. 
Немаловажную роль в работе аэропорта играет служба авиационной безопасности, возглавляет которую И.И. Шайхутдинов, также здесь добросовестно трудится А. Тагайов. В настоящее время первым помощником и заместителем начальника аэропорта является В. А. Шин, который в авиации уже более 12 лет. Пройдя путь от инженера аэродромной службы до заместителя начальника по авиационной безопасности в Госавианадзоре Республики Узбекистан, Валерий Анатольевич был приглашён на работу в наш город. 
Все, с кем мне пришлось побеседовать в зарафшанском аэропорту, были единодушны в том, что, здесь эффективно решаются вопросы безопасности полётов, комфортности, как в полёте, так и во время ожидания в аэровокзале и многое другое. А если обобщить все вышесказанное, то это будет выглядеть так: 
«Хочется пожелать, чтобы жители нашего города регулярно летали самолетами, чтобы зарплаты хватало не только на хлеб насущный, но и на авиапутешествия».
Александр Тетерин. Зарафшан.
Выпуск газеты Горняк №17 от 15.09.05 г.
@

 

По рекомендовать статью в соц.сетях
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 

Форма добавления комментарий

Ваши данные не будут опубликованы публично и не будут переданы третьим лицам или использованы в коммерческих целях. Обязательные поля выделены * символом.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера