Понимать людей - талант особый

апрель 08, 2012   - 0 +
Понимать людей - талант особыйС Николаем Ивановичем Кучерским я познакомился в далеком 1956 году. Что в его характере можно было отметить? В первую очередь, основательность в исполнении любых поручений и общественных нагрузок. Кроме того, его отзывчивость и желание на деле, а не на словах, прийти на помощь вызывали к нему большое уважение всей группы.
Владимир ДЖОС, старший научный сотрудник института геотехнической механики.
Евгений ЛАРИОНОВ, начальник горного бюро ЦНИЛ НГМК.
…В 1959 году приехал в Навои, устроился на работу в Навоийский горно-металлургический комбинат (в то время почтовый ящик №3), а через полгода, вместе с группой молодых специалистов, отправился на стажировку в украинский город Часов Яр, на карьер огнеупорных глин - осваивать новую технику. Еще совсем молодые инженеры В.Квятковский, О.Мальгин, А.Шевченко, Г.Матерман, техники и рабочие В.Сиротин, В.Блохин, А.Мусин, И.Переверзин, К.Громов, В.Малинов, Н.Муртазин, В.Быстров, Р.Хабибулин осваивали самую мощную в те годы роторную технику. Спустя восемь месяцев мы привезли, смонтировали и отправили в забой целый комплекс оборудования. В 1961 году в Учкудуке был собран первый роторный экскаватор. Мне выпала честь стать первым машинистом и перегонять его в забой. Перегоном командовал Олег Мальгин. Проехав несколько метров, машину остановили. В кабину поднялся директор Северного рудоуправления Анатолий Петров с бутылкой коньяка и предложил первому экипажу поднять тост - за первый роторный экскаватор в Учкудуке. Это был не только первый роторный экскаватор, но и первый роторный комплекс, начальником которого назначили О.Н.Мальгина. Я остался на монтаже, а потом и на эксплуатации второго комплекса. Его начальником стал молодой специалист Николай Кучерский. Решительный и принципиальный, он быстро вписался в коллектив, став буквально в считанные дни «своим парнем». Комплекс с его приходом словно возродился и постепенно начал давать «кубы» - определенные объемы горной массы, выполнять плановые задания. Люди начали зарабатывать, ведь до этого мы, как говорится, сидели на тарифе.
Несмотря на молодость, Кучерский отлично разбирался в людях, знал и чувствовал, на кого можно положиться. Первым его помощником стал электромеханик А. Головачек. Мне Николай Иванович помог создать свою комплексную ремонтную бригаду, в которую вошли ведущие специалисты того времени - В.Колыхалов, мой друг, будущий кавалер высшей правительственной награды, а также Ю.Туйдемиров, В.Оксанов и другие. Все мы уважали Николая Ивановича, он стал для нас не только начальником, но и надежным другом. Бригада с энтузиазмом бралась за любые работы - электрические, механические, сварочные и т.д.
Аварийность - бич техники и для того, чтобы устранять аварии, приходилось работать сутками, две-три смены подряд. И всегда Николай Иванович был с нами, обеспечивая тыл, а это значит, что простоев у нас не бывало, а под рукой всегда имелись запчасти, материалы, «тормозок» или горячая пища. Все это у него получалось совершенно естественно, от души. Весь коллектив чувствовал на себе его заботу, сохраняя высокую самоотдачу, выполняя и перевыполняя план. 
Комплексы на карьерах Учкудука внедрялись один за другим. К 1965 году работали уже 5 роторных комплексов производительностью 1000 кубометров в час.
Не хватало обслуживающего персонала, поэтому машинистами конвейеров ставили женщин. Они запускали конвейера, расчищали их от пустой породы, следили за исправностью механизмов, ответственно, по-хозяйски относясь к своим обязанностям, наравне с мужчинами делили тяготы производственной жизни. Н.И. Кучерский с пониманием относился к ним, по возможности оберегал от тяжелой работы, привлекая к расчистке конвейеров слесарей, а иногда и всю смену. Он знал беды и радости каждой из них, старался помочь, ободрить. Уже тогда проявились особые черты характера Николая Ивановича – человечность, благородство, умение находить общий язык с людьми. 
В первые годы мы почти не отдыхали, а когда выпадали выходные дни, просто высыпались. Вот когда комплексы стали работать стабильно, можно было подумать и об отдыхе. Помню, накануне Нового года вызвал меня Николай Иванович и говорит: «Почему бы нам не организовать новогодний вечер? Коллектив сплачивается не только на производстве, но и на отдыхе». И поручил мне подготовку к празднику. 
Понимать людей - талант особый Вместе со Степаном Кучменко, Анатолием Быковым, Николаем Мищенко в подшефной школе решили организовать свою «Карнавальную ночь». Составили сценарий, подготовили номера художественной самодеятельности, игровые аттракционы. Но в актовом зале школы отсутствовала сцена. На помощь пришел Н.И.Кучерский: нашел художника, распорядился, чтобы привезли гвозди, доски, бруски, фанеру, краски и работа закипела.
Николай Иванович ежедневно заезжал в обед и вечером, всё корректировал, оперативно организовывал доставку необходимых материалов. Сцена получилась отменная, с занавесом, и впоследствии долго служила не только нам, но и школе. 
Бал-маскарад начался в девять часов вечера. При входе в вестибюль всем вручались самодельные маски, у стойки бара предлагались прохладительные и горячительные напитки. Участников новогоднего вечера приглашали к аттракционам, где разыгрывались беспроигрышные лотереи, играла музыка... Вечер удался на славу. Так мы встречали Новый год несколько лет подряд.
Понимать людей - талант особыйЗапомнился мне еще один интересный случай, имевший место в декабре 1964 года. Примчался на своем «Урале» к нам на ремонтную площадку Николай Иванович и говорит: «Женя, срочно надо платить деньги, тебе выделили «Волгу» вне очереди!» (Я думаю, не без его помощи). От неожиданности ответил: «Так у меня и половины денег на нее нет». «Ничего, - говорит, - собирай ребят, будем решать вопрос». Словом, «Волгу» пришлось брать в складчину, всей бригадой. В ту ночь, можно сказать, не спал. Не верилось, что у меня будет своя машина, да еще и «Волга»... Я слабо разбирался в автомобилях, прав не имел, гаража тоже. Одна надежда была на Николая Ивановича. И вот в ближайший выходной день мы выехали на моей «Волге» на ремонтную площадку проходить техобслуживание. Николай Иванович сам загнал на яму машину, доходчиво объясняя её устройство, которое знал прекрасно. Он ведь был автомобилистом, влюбленным в технику с детства. Будучи мальчишкой, уже ездил с отцом в дальние рейсы и во всем ему помогал. Провели мы обтяжку креплений, заменили смазку, фильтры, и я получил прекрасный урок по техническому обслуживанию. Обкатку машины он делал лично, чтобы не испортить двигатель. Мы выезжали в пустыню, за поселок, где под его наблюдением учился вождению. А через полгода уверенно сдал на права в ДОСААФ. В честь этого события он подарил мне лейку с фильтровальной сеткой для заливки бензина, которая даже воду не пропускала.
На своей «Волге» за тридцать пять лет я проехал шестьсот пятьдесят тысяч километров и продал ее в двухтысячном году, да еще, как говорится, в рабочем состоянии, а вот лейка служит мне по сей день!
В день, когда Николая Ивановича представили в качестве директора НГМК, мы случайно встретились в коридоре управления, и я с радостью его поздравил. Он предложил зайти к нему в кабинет, поговорить... Вот, пожалуй, одна из черт характера этого уникального человека - он никогда не забывает тех, с кем начинал свой путь в Кызылкумах.
Фото из архива пресс-центра.
Выпуск газеты ГОРНЯК № 4 - 5 от 05.03.07 г.
@

 

По рекомендовать статью в соц.сетях
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 

Форма добавления комментарий

Ваши данные не будут опубликованы публично и не будут переданы третьим лицам или использованы в коммерческих целях. Обязательные поля выделены * символом.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера