Интеграция образования, науки и производства

апрель 10, 2012   - 0 +
Интеграция образования, науки и производстваВ 2008 году, объявленном главой государства И. Каримовым Годом молодежи, внимание средств массовой информации приковано к молодежным организациям и учебным заведениям.
Пресса пристально следит за выполнением масштабных программ по подготовке кадров, поиску и определению одаренной молодежи как в столице, так и в регионах. Поэтому имеет смысл рассказать об эксперименте интеграции учебного процесса и производства, проводимом в городе Зарафшане Навоийским государственным горным институтом совместно с Центральным рудоуправлением Навоийского горно-металлургического комбината.
Как правило, самыми счастливыми считаются студенческие годы – время исполнения желаний и первых значительных открытий в жизни. В эти годы закладывается основной фундамент знаний человека, формируются жизненные ориентиры, избирается путь, по которому предстоит пройти в будущем. Поступив в какое-либо учебное заведение, каждый молодой человек уже делает первый главный выбор, определяя свою судьбу. Но вчерашние выпускники школ не представляют в полной мере всего того, чем им предстоит заниматься в стенах института или университета и чаще всего не знают, как проходят рабочие будни специалиста выбранного дела после окончания учебы в вузе. Крайне важно, чтобы в этот период рядом со студентом были люди, способные не только направить жизненную энергию и силы верным курсом, но и помочь раскрыть врожденные личностные задатки человека, характерные склонности к той или иной области знаний, моделируя тем самым будущего профессионала.
Уже более десяти лет НГГИ подготавливает специалистов для подразделений НГМК, но на сегодняшний день учебный процесс вышел на качественно новый уровень, характеризующийся укреплением связей института с производством. Преподаватели Зарафшанского общетехнического факультета НГГИ, осознавая ответственную роль в судьбе своих студентов, поддержали инициативу руководства Центрального рудоуправления и начали непосредственное сотрудничество главных специалистов рудоуправления и студентов.
В мае 2007 года на факультете преподаватели начали поиск творчески активных студентов. Само название «творчески активные студенты» дал руководитель данного проекта – главный инженер Центрального рудоуправления, доктор технических наук, профессор Виктор Николаевич Сытенков. Он умышленно избегает термина «одаренные» студенты, справедливо полагая, что в работе горного инженера, металлурга наиболее значимыми становятся такие качества, как интеллектуальная активность человека, способность творчески подходить к решению производственных задач.
Быть «пионерами» в этом деле изъявили желание 18 студентов, а это 12 процентов от общего числа обучающихся на факультете. Работниками Центрального рудоуправления и преподавателями НГГИ найдены новые приемы в работе с творчески активными студентами. На первом семинаре были выявлены индивидуальные наклонности студентов к определенной области наук, на основе чего и был сделан выбор направления научной деятельности студентов в рамках горноперерабатывающего производства: взрывные и буровые работы, математическое моделирование транспортных систем карьера, открыто-подземный способ отработки месторождения, методика лабораторных измерений, экология, экономика, создание информационно-управляющих систем. Научные исследования студентов Зарафшанского ОТФ проводятся применительно к условиям действующих объектов НГМК, которые отвечают современным техническим требованиям и оснащены мощным передовым технологическим оборудованием. Некоторые темы в области технологии горных работ, экологии и другие рассматриваются с позиции применения новейших информационных технологий, пригодных для предприятия.
Учитывая выбранную тематику работы, каждого студента закрепили за консультантами, которыми стали главные специалисты Центрального рудоуправления. Студенты, выбрав интересующую тему и приступив к научно-исследовательской деятельности, изучают необходимую литературу, систематически получая консультации от своих наставников. А на практических занятиях студенты посещают подразделения НГМК – карьеры Мурунтау и Ташкура, шахту «М», гидрометаллургический завод № 2 и другие, непосредственно наблюдая за спецификой работы мастеров горно-металлургического дела.
После чего, на регулярно проводимых учебных семинарах, студенты представляют вниманию консультантов и преподавателей отчетные доклады о проделанной работе. Таким образом, определяются задачи дальнейшей планомерной и эффективной совместной научно-исследовательской деятельности тандема студент-специалист. Семинары являются особенно значимым аспектом в работе со студентами. Здесь можно не только оценить научные изыскания студентов, но и увидеть их как докладчиков, вступающих в диспут, отстаивающих свою позицию. В завершение семинаров студентам предоставляется возможность задать специалистам рудоуправления интересующие их вопросы. Организаторы семинаров уделяют особое внимание беседе-диалогу, ведь именно эта форма общения и присутствие всех консультантов позволяют оперативно сориентироваться в производственных темах. Такой опыт для студента непременно пригодится на последующих защитах курсовых и выпускной квалификационной работе.
С начала 2007-2008 учебного года в группе творчески активных студентов проведено 7 отчетных семинаров, последний из которых прошел 19 января 2008 года. При подведении итогов выяснилось, что привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности положительно отразилось на их общей успеваемости. Среди ребят нет отстающих, они учатся на «отлично» и «хорошо». Помимо этого проведенные на ранней стадии исследовательские работы студентов, так необходимые в их дальнейшей образовательной и научной деятельности, публикуются в научно-техническом журнале «Горный вестник Узбекистана», где открыта специальная студенческая рубрика «Зеленый портфель».
За прошедшие полгода стало очевидным, что интеграция учебного процесса и производства способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов НГГИ в интересах НГМК и всей горно-металлургической промышленности Узбекистана, имея все основания на дальнейшую реализацию.
Подготовила Ирина БАЙРАЧНАЯ,
корреспондент газеты «Вестник Центрального рудоуправления».
Фото А.БАННОВА.
г. Зарафшан.
Выпуск газеты Горняк №3 от 14.02.08г.
@

 

По рекомендовать статью в соц.сетях
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 

Форма добавления комментарий

Ваши данные не будут опубликованы публично и не будут переданы третьим лицам или использованы в коммерческих целях. Обязательные поля выделены * символом.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера