+998

Легенда Кызылкумов

апрель 17, 2012
В воскресный день в Учкудуке прихожане храма «Всех святых в земле российской просиявших» в торжественной обстановке встречали Митрополита с хлебом и солью, цветами, а главное - с радостью и сердечностью. Митрополит Владимир возглавил праздничную Божественную Литургию и совершил Крестный ход. Далее он посетил музей геолого-разведочной партии № 2. Каменный сад и самобытные композиции музея вызвали неподдельный интерес и удивление у гостей. Геологи этого подразделения на одном энтузиазме собирали экспонаты по всем Кызылкумам, со вкусом и знанием дела, с фантазией обустраивали небольшой «огород» минералов, создали чудесное каменное дерево, напоминающее яблоню из райского сада, со змеем, запутавшимся в ветвях. Всех удивило множество камней, которые, как стражи порядка, стояли у входа в музей, поблескивая на солнце всеми цветами радуги. Опытный краевед, один из создателей музея - заместитель главного инженера ГРП-2 Владимир Марченко рассказал посетителям о своем любимом детище. Митрополит проявил большой интерес ко всему, что было представлено в небольшом зале минералогии Кызылкумов. В краеведческом музее ГРП-2 Митрополит и все присутствующие воочию увидели предметы, привезенные из затерянной в степи местности Бестюбе: цинковые плиты в рогожке, прутья из кованной стали для сабель, осколки битого цветного стекла и чугунных изделий, украшения, черепки тонкостенной фарфоровой посуды. Именно в музее началось знакомство с давней историей разгромленного торгового каравана, которая не только сохранилась, но и послужила поводом для рискованной и смелой поездки… В записках участника караванной экспедиции Е.Кайдалова о торговом походе по северному Шелковому пути в 1825 году из Оренбурга в Бухару рассказано достаточно скупо. Их отыскать и идентифицировать смог знаменитый краевед республики в книге «По Кызылкумам» Б.Г.Веретенников. В одной из глав он пишет: «Это - история злоключений крупного торгового каравана, шедшего из Оренбурга в Бухару и не достигшего цели из-за разбойного нападения хивинцев. Как правило, сведения об исчезнувших караванах были сбивчивыми, неточными и путанными, так как редкие рассказчики, чудом избежавшие плена, не могли сообщить данных о географических пунктах, где было совершено нападение, численности и составе напавших на них разбойников. А произошедшие здесь события были описаны начальником этого каравана Е.Кайдаловым в книге «Караванъ - записки во время похода въ Бухарию Российского каравана подъ воинскимъ прикрытиемъ въ 1824-1825 годахъ». Издана эта книга была в Москве в 1827 году. Собст-венно, путевые записки Е.Кайдалова предельно лаконичны: дата, название географического пункта, погода, ночлег или дневка и сколько пройдено верст. Многие названия пунктов, через которые проходил караван, с современных карт исчезли, но по сохранившимся можно проложить основное направление движения. От Оренбурга караван следовал строго на юг. Новый, 1825 год, путешественники встречали на правом берегу протока Куандарья. За 54 дня караван преодолел


Легенда КызылкумовВ воскресный день в Учкудуке прихожане храма «Всех святых в земле российской просиявших» в торжественной обстановке встречали Митрополита с хлебом и солью, цветами, а главное - с радостью и сердечностью. Митрополит Владимир возглавил праздничную Божественную Литургию и совершил Крестный ход.

Далее он посетил музей геолого-разведочной партии № 2. Каменный сад и самобытные композиции музея вызвали неподдельный интерес и удивление у гостей.

Геологи этого подразделения на одном энтузиазме собирали экспонаты по всем Кызылкумам, со вкусом и знанием дела, с фантазией обустраивали небольшой «огород» минералов, создали чудесное каменное дерево, напоминающее яблоню из райского сада, со змеем, запутавшимся в ветвях. Всех удивило множество камней, которые, как стражи порядка, стояли у входа в музей, поблескивая на солнце всеми цветами радуги.

Опытный краевед, один из создателей музея - заместитель главного инженера ГРП-2 Владимир Марченко рассказал посетителям о своем любимом детище. Митрополит проявил большой интерес ко всему, что было представлено в небольшом зале минералогии Кызылкумов.
Легенда КызылкумовВ краеведческом музее ГРП-2 Митрополит и все присутствующие воочию увидели предметы, привезенные из затерянной в степи местности Бестюбе: цинковые плиты в рогожке, прутья из кованной стали для сабель, осколки битого цветного стекла и чугунных изделий, украшения, черепки тонкостенной фарфоровой посуды. Именно в музее началось знакомство с давней историей разгромленного торгового каравана, которая не только сохранилась, но и послужила поводом для рискованной и смелой поездки…

В записках участника караванной экспедиции Е.Кайдалова о торговом походе по северному Шелковому пути в 1825 году из Оренбурга в Бухару рассказано достаточно скупо. Их отыскать и идентифицировать смог знаменитый краевед республики в книге «По Кызылкумам» Б.Г.Веретенников. В одной из глав он пишет: «Это - история злоключений крупного торгового каравана, шедшего из Оренбурга в Бухару и не достигшего цели из-за разбойного нападения хивинцев. Как правило, сведения об исчезнувших караванах были сбивчивыми, неточными и путанными, так как редкие рассказчики, чудом избежавшие плена, не могли сообщить данных о географических пунктах, где было совершено нападение, численности и составе напавших на них разбойников. А произошедшие здесь события были описаны начальником этого каравана Е.Кайдаловым в книге «Караванъ - записки во время похода въ Бухарию Российского каравана подъ воинскимъ прикрытиемъ въ 1824-1825 годахъ». Издана эта книга была в Москве в 1827 году.
Легенда КызылкумовСобст-венно, путевые записки Е.Кайдалова предельно лаконичны: дата, название географического пункта, погода, ночлег или дневка и сколько пройдено верст. Многие названия пунктов, через которые проходил караван, с современных карт исчезли, но по сохранившимся можно проложить основное направление движения. От Оренбурга караван следовал строго на юг.

Новый, 1825 год, путешественники встречали на правом берегу протока Куандарья. За 54 дня караван преодолел 1160 км, проходя в среднем за день 25-30 верст. В течение десяти дней января 1825 г. караван пересекал древнюю дельту Сырдарьи, а 11 января вступил в Кызылкумы.

Беда пришла в несчастливое число - 13 января. Дав каравану глубоко уйти в пески, хивинское войско напало на купцов. Однако даже при крайней ограниченности маневра в глубоких грядовых песках, при медлительности и неповоротливости груженых верблюдов, караван сумел отступить к горе Бештобе и выстроить оборону. Тем не менее, без потерь не обошлось - хивинцам удалось отбить большое количество овец.

Вооружение хивинцев состояло из кривых сабель и пик. По свидетельству Е.Кайдалова, у них имелись и фитильные фузеи, но они их почему-то не применяли. Уже через четыре дня осажденные начали испытывать недостаток в воде и дровах. Чтобы выяснить намерения напавших, полковник Циолковский посылает к хивинцам в качестве парламентария главного проводника каравана (караванбаши) Бочайсултана. В ответе хивинцы извещали, что посланы хивинским ханом звать русских купцов в Хиву и что им велено в случае несогласия принудить осажденных к повиновению силой оружия и живыми или мертвыми доставить их в столицу ханства. Согласие получено не было.
Легенда КызылкумовСнег таял, воду добывать было негде, кончались съестные припасы. На полуверстном пространстве были сосредоточены 1300 человек, 1400 лошадей, 2500 верблюдов и до 40 тысяч овец. От безводья и бескормицы начинается падёж животных. Привыкшее к безнаказанным грабежам хивинское воинство ошеломлено наличием конвоя и плотной, хорошо организованной обороной. Прицельный залповый ружейный огонь пехоты и картечные орудийные заряды выкашивают в толпе атакующих целые просеки и вынуждают держаться вне зоны действия огня.

19 января пошел обильный снег, перешедший в сильную вьюгу, которая длилась двое суток. С 21 января возобновились переговоры. Теперь за пропуск каравана в Бухару они требовали оставить большое количество товаров. Получив решительный отказ, хивинцы возобновили боевые действия. Как пишет Е.Кайдалов, «... пленный трухменец (туркмен) доложил, что численность хивинцев составляет 9000 человек.» Но даже при таком подавляющем численном перевесе хивинцы не могли сломить сопротивление караванного конвоя. Допрошенного «трухменца» полковник Циолковский отпускает. Осада продолжается, сопровождаемая непрерывными попытками хивинцев прорваться к товарам. Положение осажденных усугубляется полным отсутствием хлеба, круп, муки. «...Питаемся только мясом, - свидетельствует Кайдалов, - вместо дров бумага, сундуки, сандаловые дощечки. Началось уничтожение товаров и, в первую очередь тех, которые могли гореть...».

Осознавая всю серьезность положения, Е.Кайдалов, не надеясь остаться в живых, пишет прощальное письмо жене, дочери и матери. Судьба, однако, распорядилась иначе. 26 января было принято решение о возвращении каравана в Россию.

В заключении Е.Кайдалов пишет: «Бухара оставалась от нас не более как в 300 верстах - она была целью нашего стремления, но цель сия причиною военных происшествий преградилась и караван наш взял вместо Бухарии обратное направление - в Россию»…

Кызылкумы таят немало тайн. Мы соприкоснулись только с одной из них. Дорогу к историческому месту показывали проводники и знатоки этих мест А.Кереумбаев и Т.Ахмедов.

В память о гибели купцов и охранников каравана на горе Бештобе был установлен мраморный крест. Бригада строителей ремонтно-строительного участка СевРУ во главе с Евгением Гуриным заранее отправилась на место. И до приезда Митрополита и сопровождающих, строители сделали основание - закрепили постамент, выбрав место. Когда прибыл кортеж с Владыкой, состоялось укрепление креста на горе Бештобе, было проведено богослужение с освещением и водружением креста. Строители закрепили крест, натянули растяжки на четыре стороны, чтобы сильные ветра, которые носятся над этими бескрайними просторами, не смогли накренить его или сломать. Затем Митрополит посетил захоронения на восточной стороне столовой горы. Программа поездки была завершена. Предстоял не менее сложный путь обратно.

Скажу вам честно, по таким дорогам ездить не просто. Более шести часов по бездорожью, солончакам и барханам помогали преодолеть лишь теплые встречи с чабанами и их семьями. На обратном пути нашу экспедицию даже пригласили в юрту на обед и угостили прохладным верблюжьим молоком.

Когда-то свершился великий поход каравана, чуть позже геологам Кызылкумов местные жители рассказали о старом христианском захоронении на Бестюбе и указали приблизительное его местоположение. В 2008 году оно было найдено краеведческой экспедицией Северного рудоуправления. А в этом году на огромных степных просторах вырос крест, символизирующий мужество и героизм, а также память о тех, кто первым налаживал торговые связи России и далекой Бухарии… Кто-то скажет: зачем в степи этот крест? Пустая затея. Но ведь именно так в памяти будущих поколений остаются скрижали далекого прошлого, воскресающего в дымке минувших столетий.

Валентина Корниенко,
Инна Мирославская.


Выпуск газеты Горняк №12 от 2010-06-25г.

 

Форма добавления комментарий

Ваши данные не будут опубликованы публично и не будут переданы третьим лицам или использованы в коммерческих целях. Обязательные поля выделены * символом.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера