Ценности, проверенные временем

август 16, 2016   - 0 +

К формированию физически здорового поколения,  духовно богатого, обладающего высоким уровнем нравственности и культуры, во все времена стремился узбекский народ,  веками пестовавший, передавая из поколения в поколение, бесценный по своему значению жизненный опыт. 

Благородное устремление вырастить гармоничных в развитии, а значит, счастливых детей отображается во многих национальных традициях и обрядах. В них сфокусировано все самое лучшее из народной педагогики, в которой как в зеркале отражались высокие идеалы нашего народа, его сила, характер, культура. Любовь к детям пронизывает обычаи, обряды нашего народа, устное творчество.  

Истинные приверженцы народной педагогики знают немало поверий и обычаев, связанных со здоровьем малыша. 

С его рождением начинались приятные хлопоты — выбор имени, уход,  воспитание. В этих процессах также можно найти много элементов приверженности здоровому образу жизни. Так, существовало множество вариантов имен, содержавших по смыслу пожелания крепкого здоровья, долголетия. Если ребенок плакал, мама тихо пела колыбельную, неспешно равномерно качая люльку.  Сорок дней возбранялось входить к ним чужим людям. Весь этот период домашние оберегали маму от тяжелого труда, помогали ей со стиркой, готовкой. 

В честь рождения сына сажали тополь, а в честь девочек — шелковицу, яблоню или другое плодовое дерево. По традиции устраивались смотрины «нового гостя» — так до сих пор называют узбеки новорожденного. Родственницы, подозвав молодую мамочку, делились советами, как правильно ухаживать за ребенком, воспитывать, поступать в случае, если малыш вдруг приболеет. 

Так начиналась жизнь человека, которая менялась с течением времени. Но не менялись бережно хранимые народом нормы морали, устои нравственности и духовности, физического совершенства. Они отображались  на жизненном укладе. Детей приучали  почитать родителей, пожилых, оберегать младших, прививались навыки здорового образа жизни, чистоты и опрятности.

С ранних лет мальчиков учили азам ремесел, охоты, девочек — секретам домоводства, в том числе шитью, вышивке, приготовлению пищи. В обучающую деятельность родители не вмешивались, и между учителем и учеником формировались отношения, основанные на взаимопонимании, доверии, преданности. Как подчеркивает в произведении «Ахлоки Жалолий» Жалолиддин Давони, отец заботится о физическом и психическом, а учитель — о нравственном и духовном развитии ребенка. В этом же ключе рассуждали Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сино, Алишер Навои. Владение прочными знаниями и нравственно-духовными качествами, их применение на благо общества наши предки оценивали как важную составляющую личности. 

Эти приоритеты нашли развитие, обрели новое звучание в независимом Узбекистане, где в основу гармоничного воспитания молодого поколения заложены  ценностные ориентиры, направленные на понимание важности здоровья. Обогащенный наследием великих предков, накопленный за годы независимости опыт, реализованные реформы  обеспечивают формирование нового поколения, которое выбирает исключительно здоровый образ жизни.

 

@

 

По рекомендовать статью в соц.сетях
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 

Форма добавления комментарий

Ваши данные не будут опубликованы публично и не будут переданы третьим лицам или использованы в коммерческих целях. Обязательные поля выделены * символом.

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера